Родом из СССР
Дорогие друзья! 23 апреля 1925 года в Курске родился Вадим Николаевич Людвиковский — джазовый композитор, аранжировщик и руководитель оркестра, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Он приобрёл известность и стал одним из наиболее прогрессивных джазменов Советского Союза, популяризируя свинг и оркестровую джазовую музыку.
Людвиковский рос в семье музыканта-дирижера, руководителя военного ансамбля. Играл музыку с 4-х лет, а в 5 лет начал сочинять. В восьмилетнем возрасте он уже неплохо играл на рояле, кларнете и гобое. В 1941 году он окончил Курское музыкальное училище. Впоследствии, в 1949—1953 годах Людвиковский учился в Ленинградской консерватории по классу композиции у профессора Пушкова.
С 1943 год Людвиковский ушёл на фронт и выступал с ансамблем Минского военного округа, делал для него свои первые аранжировки. Карьера дирижёра началась в конце войны в Государственном джаз-оркестре Белоруссии, которым руководил основоположник белорусского джаза, один из пионеров джаза в СССР Эдди Рознер. Оркестр стал хорошей школой профессионального мастерства для молодого музыканта, а с Рознером оказались связаны многие дальнейшие эпизоды судьбы Людвиковского.
После ареста Рознера в 1946 году и роспуска Госджаза Белоруссии в 1947 году, Людвиковский был приглашен в Эстрадный оркестр РСФСР под руководством Леонида Утесова, где работал в 1948—1958 годах в качестве музыкального руководителя, дирижера и пианиста.
Он иструментовал программы-обозрения «От всего сердца» (1949), «И в шутку, и всерьез» (1953), «Серебряная свадьба» (1954), «Только для друзей» (1956), «Песня — наш спутник» (1958). Людвиковский старался модернизировать звучание утесовского коллектива, приблизить его к джазу насколько возможно. Такие эксперименты не всегда встречали понимание и адекватную поддержку руководителя оркестра. Однако Людвиковскому удалось подготовить две беспрецедентные по тем временам премьеры: инструментальную джазовую программу для 1-го Московского варьете в гостинице «Советская» в 1955 году и исполнение Концерта для кларнета и джаз-оркестра Арти Шо.
В середине 1950-х годов Людвиковский выступил инициатором записей программ отечественной легкой и танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого таких композиторов, как Андрей Эшпай, Арно Бабаджанян, Игорь Якушенко, Андрей Петров.
В 1966-1973 годах Людвиковский был художественным руководителем и дирижёром Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио. Костяк оркестра составили молодые музыканты, большая часть которых впервые заявила о себе в 1950-х годах в джаз-оркестрах Юрия Саульского, Иосифа Вайнштейна, РЭО, успела поработать с Олегом Лундстремом и Эдди Рознером. Среди них были блестящие джазовые солисты: саксофонисты и аранжировщики Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Виталий Долгов, трубачи Константин Носов, Герман Лукьянов, Владимир Чижик, тромбонист Константин Бахолдин, пианист Борис Фрумкин, барабанщик Александр Гореткин и басист Адольф Сатановский.
Оркестр обращал на себя внимание высочайшей исполнительской культурой и был настоящей творческой лабораторией, записав на пластинки произведения мастеров советской джазовой и эстрадной музыки (включая авторские сочинения Людвиковского), гастролировал по стране и за рубежом, выступал на джазовых фестивалях в Москве (1966, 1967), Праге (1967), Варшаве (1968), участвовал в озвучивании фильма «Джентльмены удачи» и цикла телепередач «Кабачок 13 стульев», музыка в исполнении оркестра использовалась в саундтреках первых серий мультфильма «Ну, погоди!», а также в звуковом оформлении сатирической грампластинки «Весёлые гости».
В 1972 году Людвиковский дирижировал в Праге джаз-оркестром Чехословацкого радио и записал пластинку инструментальной музыки отечественных авторов.
Однако в начале 1970-х годов для больших джазовых (эстрадных) оркестров в Советском Союзе вновь настали сложные времена. Ряд известных коллективов был под разными предлогами расформирован или перепрофилирован. В январе 1973 года биг-бэнд, которым руководил Людвиковский в Москве, был распущен приказом руководства Гостелерадио, а сам Людвиковский соответственно уволен.
Вот, что Теодор Ефимов вспоминал об этом: «...Лапин приложил руку к расформированию оркестра Людвиковского. Мало того, что оркестр был распущен, так ещё было приказано все записи размагнитить. Записи этого оркестра остались только у тех композиторов, которые писали для этого оркестра.»
Из остатков оркестра Вадима Людвиковского был собран ансамбль «Мелодия» (руководителями в разное время были Чижик, Гаранян и Фрумкин), при одноименной звукозаписывающей фирме. Некоторые музыканты ушли в Эстрадно-симфонический оркестр к Юрию Силантьеву.
Сам же Людвиковский после роспуска своего оркестра фактически оказался не у дел и был вынужден заняться исключительно композиторской деятельностью. В декабре 1995 года его нашли замёрзшим на одной из московских улиц. Людвиковского кремировали, а прах, по его завещанию, развеяли над Москвой.
В своих аранжировках, впечатлявших монументальным, динамичным и полнозвучным стилем, Людвиковский ориентировался на свинг и симфоджаз. Он проявил себя как первоклассный дирижер и аранжировщик, пропагандируя в эти годы, наряду с Рознером, традиционный оркестровый джаз и близкую джазу эстрадную музыку.
С уваЖЕНИем, Гимер.
#ВадимЛюдвиковский #JazzCalendar #ZheniaGimer #Jazz #RussiaJazz #JazzСonductor #JazzArranger #23AprilJazz